Россия на пути к чистой энергетике
На сегодняшний день не наблюдается активного развития возобновляемой энергетики, поскольку в России нет дефицита собственных ископаемых видов топлива – нефти, природного газа, угля.
Но буквально в прошлом веке в стране успешно строились пилотные проекты по развитию альтернативной энергетики.
- В 1929 г. в Курске дала ток первая в мире ветроэлектрическая станция мощностью 8 кВт.
- В 1966 г. на Камчатке была построена первая геотермальная электростанция – Паужетская мощностью 5 МВт.
- В 1968 г. на побережье Баренцева моря вблизи Мурманска была пущена в эксплуатацию первая в СССР Кислогубская опытно-промышленная приливная электростанция мощностью 0,4 МВт.
- В 1985 г. в Крыму была построена первая в СССР промышленная солнечная электростанция мощностью 5 МВт.
К сожалению, возобновляемая энергетика из-за высокозатратности не привлекает внимание российских инвесторов и без мер государственной поддержки развитие «зеленой» энергетики невозможно.
В мае 2013 года Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал постановление «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности». В нем содержится:
- методики расчета прогнозируемой прибыли от продажи энергии, полученной из альтернативных источников
- нормы доходности
- иные экономические показатели, которые вводят ясность на российский рынок альтернативной энергетики
Кроме того, в данном постановлении прописаны требования к мощности строящихся объектов производства альтернативной энергии, а также требования к локализации производства оборудования.
Также в 2013 году Правительством РФ была разработана и внедрена программа по поддержке в том числе альтернативной энергетики — так называемая Декларация о внедрении принципов зеленой экономики в России. Но в ней содержатся недостаточно четкие и довольно общие формулировки целей в том числе указания об увеличении инвестиций в природоохранные технологии, совершенствование методов переработки отходов и тд. Подобные формулировки и неясный механизм поддержки «зеленой энергетики» объясняется тем, что Россия относительно недавно встала на путь развития альтернативных источников энергии.
Что препятствует развитию альтернативных источников энергии?
- общая неосведомленность потребителей
- отсутствие существенных мер поддержки со стороны государства
- отсутствие стимулирования инвестиций в альтернативную энергетику
- ориентация на добычу и использование полезных ископаемых
Что необходимо для развития «зеленых» энергетических проектов в России?
- совершенствование законодательства
- внедрение финансовых механизмов поддержки на государственном и муниципальном уровне
- изменение налогового законодательства в сфере энергетики
- понимание основных проблем, к которым ведет дальнейшее использование традиционных способов получения энергии
- необходимо учитывать положительный и отрицательный опыт государств, прошедших значительный путь в сфере внедрения альтернативных источников энергии
Меры государственной поддержки развития чистой энергии. Примеры из разных стран
США
Основой политики США по внедрению возобновляемой энергии в жизнь страны являются три составляющие:
1. Информирование населения о благах, связанных с использованием возобновляемой энергии, и о экологических проблемах, которые решаются переходом на возобновляемую энергию
2. Поощрение всех уровней бизнеса (от мелкого до крупного), которые перешли на возобновляемые источники энергии: различные субсидии и кредиты от Правительства США.
Поощрительные выплаты и кредиты производятся на основе Законов «О налоге на энергию» 1978 и «О налоге на сверхдоходы от сырой нефти» 1980, которые подразумевают стимулирующие выплаты предприятиям и организациям, которые переходят на возобновляемые источники энергии, размер выплат эквивалентен степени интеграции возобновляемой энергетики в энергетическую систему предприятия.
3. Научные исследования, которые разрабатывают новые механизмы стимулирования перехода населения на возобновляемые источники энергии.
США реализует систему научных грантов для своих граждан, которые разрабатывают механизмы интеграции и развития системы возобновляемой энергетики, описанные в законе «Об энергетической политике» 2005.
Япония
С апреля 1997 г. в Японии действовал Закон о новой энергии, в рамках которого была обеспечена финансовая поддержка тем компаниям, которые намеревались заниматься разработками в этой сфере. В период действия этого закона субсидии, направленные на снижение первоначальных издержек, и налоговые льготы, поощряющие предпринимателей, взявшихся вести бизнес с возобновляемыми источниками, в значительной степени способствовали распространению использования альтернативной энергии. Даже сейчас, когда закон уже перестал действовать, Япония продолжает поддерживать 480 проектов по генерации солнечной и 250 по генерации ветряной энергии
С 2003 г. в Японии действовала так называемая система стандартного портфеля возобновляемых источников — RPS, целью которой было увеличение доли «зелёной» энергии в общем энергопотреблении. Система обязывала энергосбытовые компании определённую часть энергии закупать у электростанций, использующих возобновляемые источники для генерации. С момента ввода этой системы и до 2011 г. электроснабжение за счёт возобновляемых источников увеличилось в два раза.
В 2012 г. система RPS была заменена тарифами на подключение или, как их еще называют, «зелёными» тарифами — Feed-in tariff. Новые меры должны помочь продвижению возобновляемой энергии на территории всей страны. Теперь энергосбытовые кампании обязаны покупать весь объём электроэнергии, выработанной из возобновляемых источников, по фиксированной цене и на определённый срок, которые определит государство. Таким образом, поставщики возобновляемой энергии смогут подписать договор с энергосбытовыми компаниями и получить гарантированный доход в долгосрочном периоде.
Государство также берёт на себя задачи по популяризации возобновляемой энергии. Оно готово не только проводить рекламные кампании, но и повышать интерес населения с помощью различных образовательных программ, проведения исследований и симпозиумов.
Франция
Правительство Франции поддерживает развитие возобновляемых источников энергии либо на этапе исследований и разработок, либо на этапе производства посредством субсидирования расходов на закупки, конкурсы или посредством налоговых субсидий.
Созданные механизмы стимулирования специфичны для каждого сектора и должны периодически адаптироваться с учетом технических и экономических изменений. Правительство руководствуется при этом принципом обеспечения этих технологий минимальной рентабельностью, необходимой для их внедрения.
Что касается технологий, государство поддерживает НИОКР, главным образом, через программу «Инвестиции в будущее» (PIA), осуществляемую ADEME (демонстрационные фонды) или ANR (Институты по передаче энергии).
Канада
Снижение затрат канадцев на энергетику возможно благодаря поддержке повышения энергоэффективности в жилых, коммерческих и многоквартирных зданиях.
Облегчить и сделать более доступным для канадцев выбор электромобиля с нулевым уровнем выбросов правительство решает за счет расширения сети станций для подзарядки. Также планируется инвестировать в создание инфраструктуры для электромобилей и их рекламы около 300 миллионов канадских долларов.
Содействие чистой энергетике идет путем работы с провинциями и территориями с целью разработки основы для производства абсолютно чистой энергии в будущем, в том числе в сельских и отдаленных населенных пунктах.
Канада поставила цель к 2030 году полностью прекратить электрогенерацию на угле, поэтому реализует государственный план помощи работникам угледобывающей промышленности и местным организациям по добыче угля по нахождению новых возможностей трудоустройства, включая переквалификацию работников и помощь в дифференциации бизнеса.
С 2016 года правительство Канады выделило более 9,4 млрд. долл. США на поддержку канадских ученых и исследователей. В том числе значительный объем инвестиций был направлен в передовое оборудование, необходимое для осуществления научных прорывов и стимулирования инноваций в чистой энергетике.
С ноября 2018 года в Канаде действует политика, согласно которой предприятия, внедряющие в эксплуатацию системы возобновляемой энергии, будут иметь право на полное списание налогов в течение финансового года.
Перед Россией же, при всех сходствах с Канадой природно-климатических факторов, стоит вопрос увеличения эффективного использования возобновляемой энергетики. Преобладание федерального подхода, игнорирование малого и среднего бизнеса в энергетике, низкий уровень заинтересованности муниципальных и региональных властей в развитии чистой энергетики из-за недостатка полномочий и особенностей системы налогообложения, могут не позволить России полноценно перейти в зеленую эру, как переходят все остальные государства. Также стоит переосмыслить федеральный и региональный подход к управлению энергетикой. Опыт Канады показывает, что конкурентные рынки и контроль регионами своих энергорынков приводит к энергоэффективности.